Все об алкоголе

Водка Столичная

Водка «Столичная» захватила мировой алкогольный рынок как напиток победителей и призрак коммунизма, которым демократические государства пугали граждан. Когда граждане западных стран говорят о русском медведе и балалайке, картину дополняет «Столичная».

Особенности

Бутылка Stolichnaya

Stolichnaya — единственная водка в мире, чей бренд создали не на качестве пищевого сырья и ширине ассортимента. Имя напитку создало былое могущество страны советов. Легенды водки и государства переплетались, рождали тайны, слухи, догадки и пробелы в истории.

История создания № 1

Первой тайной считают «день рождения» продукта. Ликёроводочный завод наносит на этикетку цифры 1938. По данным владельца торговой марки, специалист по водке Виктор Григорьевич Свирида придумал пропорции и порядок приготовления «Столичной» в 1938 году. Говорят, что контролировал процесс Анастас Микоян, руководитель пищепрома СССР.

Ликероводочный завод Ленинграда выпустил первую партию новой отечественной водки в 1941 году, когда иноземные захватчики блокировали северную столицу. Массовый выпуск, по данным федерального предприятия, начали в 1943 году.

Первоначальная цена напитка неизвестна.

История создания № 2

История, которую завод-производитель опубликовал на своём сайте, говорит о том, что напиток создали 1953 году.

Коллекционеры нашли первозданную бутылку со значком «Наркомпищепром» на этикетке. Хронология событий в Советском Союзе свидетельствует о том, что рисунок создали во время Великой отечественной войны. Министерства сменили наркоматы в 1946 году. Следовательно, информация интернет-сайта московского ЛВЗ — ошибочная.

Упаковка

На бумажной этикетке советские художники-оформители изобразили символ столицы России — гостиницу «Москва».

История создания водочной этикетки упоминает Союзпродоформление. Организация создавала дизайн упаковки и рекламу советских продуктов в 1940-1950 гг. Этикетку с гостиницей рисовали Владимир Михайлович Яковлев и Андрей Борисович Иогансон.

Коллеги по Союзпродоформлению считают, что автором этикетки был Яковлев. За авторство Иогансона высказывается сын художника.

Традиционную этикетку стали менять в 1990-х годах, когда товарный знак стали считать товарным наименованием. По данным коллекционеров, в период с 1991 по 1995 год частные производители напечатали 5000 версий этикетки государственной водки.

Распространение

Победа советских граждан над фашистскими захватчиками обеспечила продукту мировую славу. Под управлением центрального аппарата власти, который отвечал за торговлю с иностранными государствами, торговая марка собирает золотые медали на международных выставках 1958 года в Бельгии и 1963 года в Германии.

В 1955 году потребность в «Столичной» со стороны зарубежья стабилизировалась. Плановая экономика Советского союза включила крепкий спиртной напиток в план по экспорту.

В 1968 году право вести торговлю со странами мира получило Внешнеторговое объединение «Союзплодоимпорт».

В 1969 году «Союзплодоимпорт» зарегистрировал товарный знак и наладил торговые операции с зарубежьем.

Популярность

Мировая слава снизошла на советский алкогольный напиток в 1972 году, когда «Союзплодоимпорт» и PepsiCo заключили соглашение о поставках «Столичной». Согласно документу, американская компания продавала в США советский алкоголь. На территории Советского Союза PepsiCo разливала сладкую газировку.

Pepsi Co увеличила продажи в 20 раз. Америка покупала у Советского Союза «Столичную» в объёме 1 млн дал.

По некоторым данным, в 1980-х водка «Столичная» заняла первое место в рейтинге мировых алкогольных брендов. Советская торговая марка заполнила 10% мирового водочного рынка, без учета стран Совета экономической взаимопомощи (1949 до 1991): Польши, Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии и стран Советского Союза.

Падение

Перестройка разрушила вертикаль власти. Ликероводочные заводы перестали подчиняться Министерству сельского хозяйства и переходили на «рыночные отношения».

В результате приватизации 1990-х годов капитал «Союзплодоимпорта» разделили на акции. Предприятие выпуск акций не завершило, пишет российская газета РБК.

В 1992 году частные компании учредили Внешнеэкономическое акционерное общество «Союзплодоимпорт». Акционеры прописали в учредительных документах, что новая организация – преемник советского объединения. ВАО «Союзплодоимпорт» присвоило права на советский государственный бренд.

Когда торговая марка перешла в частные руки, отечественные ЛВЗ прекратили выпуск водки с таким названием. Правообладатель потребовал заключить с ним лицензионный договор. ЛВЗ не выполнили требования и обратились за помощью в Правительство. Конфликт закончился тем, что председатель Госпатента аннулировал спорный товарный знак. Бренд стал наименованием водочных продуктов.

Выпускать напиток стали ЛВЗ постсоветского пространства. В погоне за прибылью производители изменяли сырьевой состав, технологию производства и этикетку. Рынок наполнился низкокачественным спиртным продуктом, который нельзя было назвать подделкой.

В 1993-1994 годах Правительство Российской Федерации вернуло монополию на производство крепкого алкоголя и отменило документ, который Госпатент подписал в 1991 году. «Столичную» признали товарным знаком и вернули права на изготовление спиртного напитка ВАО «Союзплодоимпорт».

Утрата

В 1996-1997 годах ВАО «Союзплодоимпорт» перерегистрировали во ВЗАО, которое отказалось от прав на торговую марку в пользу закрытого акционерного общества «Союзплодимпорт» предпринимателя Юрия Шефлера.

В 1999 году Шефлер трансформировал ЗАО «Союзплодимпорт» в ОАО «Плодовая компания» и продал торговую марку алкогольному производителю из Нидерландов, Spirit International B. V. Последняя входит в структуру алкогольного гиганта S.P.I.

Сумма сделки составила $300000. По словам учредителя S.P.I Group, Юрия Шефлера, это подходящая цена для брендов, которые, согласно убеждениям предпринимателя, рынок переоценил.

Рыночную стоимость алкогольного бренда эксперты оценили в $13 млн.

Возрождение

В 2002 году компания «Союзплодоимпорт» получила от Правительства Российской Федерации статус федерального казённого предприятия. Организация защищает отечественные бренды в международном правовом поле. В частности, ФКП подаёт иски на холдинг Шефлера в суды стран, где последний, по мнению российских правоохранителей, нарушает закон, используя товарный знак российского продукта.

ФКП «Союзплодоимпорт» выиграло судебные процессы в Болгарии, Бразилии, Нидерландах, Люксембурге и Бельгии.

В период с 2008 под 2015 год предприятие в судебном порядке потребовало от структуры Шефлера прекратить печатать на этикетке слова Russian vodka и продавать Stolichnaya в странах Benilux.

ФКП не добилась положительного решения суда в США. Американский суд два раза отклонял иск по причине «неполного комплекта документов», и один раз запретил «Союзплодоимпорту» подавать в суд на компании группы S.P.I.

Закон встал на сторону S.P.I Group в ряде стран Европы: Франции, Чехии, Польше, Австрии, Венгрии и Монако. Шефлер одержал победу в постсоветском Азербайджане, на островной Кубе, соседнем континенте Австралии и Поднебесной. Сторону предпринимателя занял и Европейский суд по правам человека.

Производитель

ФКП «Союзплодоимпорт» — официальный производитель водки «Столичная» на территории Российской Федерации.

По лицензии ФКП «Союзплодоимпорт» водка под брендом «Столичная» разливается на ОАО «Московский завод «Кристалл», ООО «Сибирская водочная компания», ликероводочном заводе «Ярославский» и других.

В правовом поле некоторых стран мира продукт производит S.P.I. Group предпринимателя Юрия Шефлера.

Продуктовая линейка

Столичная

Авторы этикетки изобразили столичный символ – гостиницу «Москва» — в окружении медалей, которые торговая марка завоевала на международных конкурсах.

В состав продукта технологи включили спирт сорта «Люкс», воду и сахар. Воду очистили берёзовым углём.

Магазины продают напиток в подарочной упаковке в виде тубы и в упаковке с двумя стопками.

Север специальная мягкая

Дизайнеры нанесли на этикетку рисунок компаса и крейсера «Аврора».

Создатели напитка смягчили крепкий вкус напитка мёдом, содой и уксусом.

Отзывы

Потребители дают продукту взвешенную оценку. Создатели напитка не заявляют о вкусовых находках и о недосягаемом качестве сырья, а покупатели этого и не просят: цена водки соответствует качеству.

На вкус — горчит, но стоимость оправдывает, пишет Koala2014 на портале Otzovik.com. Самая распространённая и проверенная, делится мнением Ko745.

Пользователь Npyul водку не пьёт, а использует. Цена, по которой продаётся водка, позволяет это делать. «Столичная», во время простудных заболеваний, подняла на ноги не одного моего родственника, пишет Npyul. По словам пользователя, если натереть жидкостью больного человека и обернуть в одеяло, он проснётся здоровым.

Pavel145 сообщает о резком вкусе и о похмелье. По словам пользователя, последствия есть, но не серьёзные.

Пользователь Zekss заметил торговую марку в кино. В зарубежных фильмах русские пьют, в основном, «Столичную», пишет Zekss.

Стоимость в магазинах

Столичная Север специальная мягкая Столичная в подарочной упаковке
Winestreet.ru 360 360
Bristol.ru 349
Krasnoeibeloe.ru 245
Alcodream.ru 406
Gradusi.net
Norman.com.ru

Примечание к таблице: стоимость указана за объём 0,5 мл.

География продажи

Усилиями ФКП «Союзплодоимпорт» и недобросовестных конкурентов «Столичную» продают во всех развитых и не очень развитых странах мира.

3 коктейля на основе напитка

Флаг России:

Штырлиц:

Русский национальный:

Позиции на рынке

Крепкий Бренд распался, как Советский союз, и возрождается, как гостиница «Москва». Информационный шум дискредетирует славу страны советов и создаёт проблемы для маркетологов. Потребитель стареет и покупает продукт «по старой памяти».